Находясь в состоянии двойственности сознания, разделяя всё и всех на плохое и хорошее, приятное и неприятное, ангелов и демонов, своих и чужих, верующих и неверующих, человек уже пребывает в собственном аду. И даже обращаясь к Богу в таком состоянии, он продолжает оставаться в аду, ибо его сознание по-прежнему находится во власти ложных отождествлений с телом и мышлением: «я-мастер, я-врач, я-мама, я-художник, я-слуга Бога, я-слуга Кришны, я-философ, я-ученый, я-буддист, я-христианин и т.д.».

Это жизнь в неосознанности, без ощущения своего истинного я, свободного от любых материальных и «духовных» отождествлений. В этом причина религиозного сектантства и прочей обусловленности, когда люди готовы даже убить своих противников за иные воззрения. На этой почве происходили многие религиозные войны в прошлом и продолжается борьба в настоящем. Духовность в таком сознании не является подлинной духовностью.

Именно поэтому Иисус говорит о том, что вторая заповедь («возлюби ближнего своего, как самого себя») не менее важна, чем первая. А Господь Кришна неоднократно призывает в Бхагавад-гите оставить двойственность и ложное эго («чхинна двайдха йатаатманах» 5.25, «нирдвандво нитйа-саттва-стхо» 2.45, «нирдвандво хи маха-бахо» 5.3, «нирмамо нираханкарах» 2.71 и 12.13, «анаханкара эва ча» 13.8).

Харивамша Парва Махабхараты 2.125.41 также утверждает единство Шивы и Вишну: «Верховный Господь Рудры (Шивы) есть Вишну, а Верховный Господь Вишну есть Шива. Единый Бог всегда движется в этом мире в двух формах» (рудрасйа парамо вишнур… ).

Разделение в сознании приносит страдания. В то время, как единство дает исцеление и постижение истинного себя за пределами двойственностей этого мира.

Единство Шивы и Вишну

 

О единстве Шивы и Вишну:

***

шивайа вишнурупайа шиварупайа вишнаве |

Шивасйа хридайам вишнур вишнощча хридайам шивах ||

Шива – это форма Вишну, а Вишну – это форма Шивы.

Шива – сердце Вишну, а Вишну – сердце Шивы.

(Сканда Упанишад, 8)

Данный текст может показаться ошибочным или случайно закравшимся в священное писание. Но это вовсе не так. Именно на таком понимании построена вся мудрость Вед.

***

В Махабхарате сам Господь Хари (Вишну) призывает не видеть разницу между Шивой и Вишну:

«Почитаемый мудрецами, Брахмой и всеми богами, тот Великий Бог, Господь Вселенной, именуемый Хари, обратился тогда к Достославному Владыке (Шиве): «Кто знает Тебя, знает Меня. Кто следует за Тобой, следует за Мной. Между Мной и Тобой нет разницы»

(Шанти Парва, раздел CCCXLIII)

А вот еще подтверждения из Махабхараты:

«Тогда Партха (Арджуна) с восторженной душой, сложенными ладонями и расширенными (от удивления) глазами созерцал Быкознаменного Бога (Шиву), который был вместилищем всех энергий. И он увидел, что все его подношения Васудеве (Вишну) лежали рядом с Трехоким Богом»

(Дрона Парва, раздел LXXXI)

«О сын Панду, знай, что душа Рудры – это Нараяна. Если ты почитаешь Бога богов Махешвару, о Партха, то почитаешь и Всемогущего Нараяну. О сын Панду, Я – Душа всех миров во вселенной, а Рудра – это Моя Душа. Поэтому Я всегда обожаю Его»

(Шанти Парва, раздел CCCXLII)

«Высший Дух пребывает в трех состояниях. В форме Брахмы Он – Творец, в форме Вишну – Хранитель и в форме Шивы – Разрушитель вселенной»

(Вана Парва, раздел CCCLXX)

«Шива есть Вишну! Вишну есть Шива! Не видя разницы между ними, я пребываю во Благе!»

(Харивамша Парва, 2.125.29)

***

В 5-й книге Падма Пураны Господь Вишну обращается к Вринде, жене Джаладхара:

«Твой супруг отправился в поход, чтобы победить Шиву и похитить его супругу. Но знай, что Я (Вишну) и Шива – одно!»

***

Нарада Панчаратра утверждает:

шиво харирр хара иха сакшат шива эва нирупитах …

«Шива – это Хари, а Хари – это воочию Шива. Кто враждебен Шиве, враждебно относится к Вишну, даже если постоянно поклоняется Вишну».

***

Брихад Бхагаватамрита (1.2.86) гласит:

кришнач чивасйа бхедекша махадоша кари…

«Кто видит различие между Кришной и Шивой, совершает великое оскорбление».

***

«Кто нашел прибежище во Мне, зрит, что все существа – это части Меня. Вечного умиротворения достигает только тот, кто не видит никакой разницы между Брахмой, Вишну и Махешварой. Они едины по природе и пронизывают все существа»

(Шримад Бхагаватам, 4.7.53-54)

***

В действительности, все эти утверждения очень хорошо согласуются с учением Веданты, которое возвещает тот же самый принцип Единства Бога: «экам эва адвитийам брахма». «Есть только один Высший Дух — Единственный и Неповторимый».

***

Об этом говорили и великие святые. Например, Васиштха Муни (Гуру Господа Рамы) сказал:

«Лучшее понимание для человека в том, что Шива не отличается от Вишну. Поэтому Шиву и Вишну следует почитать одновременно»

(Курма Пурана, 12.20)

***

Великий тамильский мистик и святой Тирумулар Сиддхар учил: «Хари и Харан – один и тот же Бог, но глупцы отвергают это».
И по сей день сохранились праздники, изображения, статуи и храмы, посвященных единому образу Бога, называемому ХариХар.

Автор статьи: Яр Эске (Алексей Михеев)