Проблема современных неоиндуистских и неославянских течений в том, что они не изучают Упанишады, которые являются философской основой Вед. Даже Бхагавад-Гита изучается невнимательно. К примеру, когда в 10-й главе Кришна неоднократно и прямо говорит: «Я есть Вишну. Я есть Сурья. Я есть Шива» и т.д. (Адитйанам ахам Вишнух, джйотишам Равир амшуман …), то Его утверждения интерпретируются в обход их прямого значения. У многих последователей, даже у занимающих самое высокое положение, отсутствует даже теоретическое понимание Единства Бога, и уж конечно, нет практического опыта самадхи. Ибо любой человек, имеющий практический опыт самадхи, не будет говорить о различиях Вишну, Шивы и др. проявлений Бога.  Нет осознания Единства Брахмана, Параматмы и Бхагавана, и даже понимания, что это один и тот же Бог или Единая Абсолютная Истина:

ваданти тат таттва-видас
таттва ядж гьянам адвайам
брахмети параматмети
бхагаван ити шабдйате

Ключевые слова «таттва ядж гьянам адвайам», т.е. Абсолютная Истина – есть Недвойственное Единое Сознание. К сожалению, когда кто-то начинает говорить на эти темы, невежественное большинство начинает обвинять его в имперсонализме и майаваде, хотя это всего лишь учение самих Вед. По крайней мере, согласно самому выдающемуся ведическому авторитету и автору нынешних Вед , т.е. Вьясе, учение Вед  — есть Брахмавада или Брахмавидья. Именно поэтому его Веданта Сутра начинается со слов: «Атхато Брахма джигйаса…», а каждая глава Бхагавад-Гиты заканчивается фразой: «Ом тат сат ити шримад бхагавадгита су упанишад су брахма видйайа…», которую почему-то опускают многие современные проповедники неоиндуизма.

В традиционном брахманизме, основанном на учении шрути (т.е. буквально то, что услышано от Бога), почитание Бога называется панчопасана (панча+упасана – пять+поклонение). Имеется ввиду поклонение пяти основным Божествам, прославляемым в шрути. Это Ганеш, Сурья, Деви, Шива и Вишну.  Соответственно, брахманы, для которых возлюбленным Божеством (иштадеватой) является Ганеш, именуются ганапатьи, почитающие Сурью – саурьи, Деви  с ее ипостасями – шакты, Шиву с его аспектами – шайвы, и Вишну с его ипостасями и аватарами – вайшнавы.

Однако у всех последователей шрути, независимо от возлюбленного Божества, есть понимание, что Ганеш, Сурья, Деви, Шива и Вишну – это формы одного и того же Бога, и поэтому большинство поклоняются всем пяти одновременно.

Кратко можно сказать словами Брахма самхиты (5.33): «адваитам ачйутам анадим анантарупам…» — «Изначальный Дух (адипуруша) вечно проявлен в единых (адваитам , святых (ачйутам), безначальных (анадим) и  бесчисленных (ананта) формах (рупам)»

В заключение стоит напомнить, что без осознания Единства Бога невозможно постичь Его даже как Брахман, не говоря уже о Параматме и Бхагаване – «найам атма правачанена лабхйо…» — «Тот Дух не постигается словесным обсужденьем, ни разумом, ни знаньем Вед, ни слушаньем о Нем…» («Катха-упанишад» (1.2.23). Проще говоря, словоблудие не помогает в постижении Бога, но осознание Его Единства – помогает мгновенно.

Такая же история и в неославянстве. Отсутствует понимание, что Единый Род-Вышень проявлен во всех других богах.

Автор: Алексей Михеев (Эске Яр)